Учащиеся групп 16 художник/модельер, 14 модельер/конструктор, 10 парикмахер/мастер по маникюру и 8 парикмахер/визажист приняли активное участие в серии занятий "Самооценка и самореализация" с 21 по 23 февраля 2018 года.
Самооценка - эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности.
Самоотношение - это целостное, относительно постоянное эмоциональное
отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя.
Самооценка может меняться от ситуации к ситуации, в то время как
самоотношение остается относительно постоянным и синтезирует много
прошлых и настоящих самооценочных моментов.
Самооценка зависит от того, кем бы мы хотели стать, какое положение
хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке нами
собственных успехов и неудач (У. Джемс). Поэтому низкая самооценка
предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей
личности.
Еще
К. Роджерс разделил общее отношение к себе на самооценку (отношение к
себе как носителю определенных свойств и достоинств) и самоприятие
(приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств).
Механизм формирования этих сторон отношения к себе совершенно различен.
Самооценка по какому-либо качеству основывается чаще всего на сравнении
своих достижений с достижениями других людей. Самоприятие же является не
столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной
установкой, формирующейся в процессе онтогенеза, а также путем
сознательных усилий.
С. Р. Пантелеев, проанализировав категории «самооценка» и
«самоотношение» в рамках концепции А. Н. Леонтьева и его ученика В. В.
Столина, сделал следующие выводы:
1. Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, «социальных ситуаций его развития» (Л. С. Выготский) и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности.
1. Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, «социальных ситуаций его развития» (Л. С. Выготский) и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности.
Каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию
ведущих деятельностей и соответствующих им основных мотивов и ценностей,
по отношению к которым индивид осмысливает собственное «Я», наделяет
его личностным смыслом.
2. Мотивы, побуждающие деятельность и вместе с тем придающие ей
личностный смысл, называются смыслообразующими. Другие мотивы,
сосуществующие с ними, которые играют роль побудительных факторов
(положительных или отрицательных, порой остроэмоциональных, аффективных)
и лишены смыслообразующей функции, условно называются
мотивами-стимулами (А. Н. Леонтьев).
3. Самооценка в первую очередь связана с эмоциями, сигнализирующими о
том, способствуют ли те или иные особенности субъекта успешности или
возможности успешной реализации де-ятельностей, побуждаемых
мотивами-стимулами. Эмоционально-ценностное отношение к себе в своей
основе определяется смыслообразующими мотивами. Таким образом,
самоотношение как выражение смысла «Я» включает в себя две подсистемы:
подсистему самооценок и подсистему эмоционально-ценностных отношений.
Подсистема самооценок, за которой стоят мотивы-стимулы, более подвержена
защитным психическим процессам.
Источник: Поликарпов В.А., Психология личности
Комментариев нет:
Отправить комментарий