вторник, 27 сентября 2022 г.

Этические стандарты и правила поведения, несовместимые с коррупционными правонарушениями

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», важное место в системе мер по борьбе с коррупцией занимают такие, как: - проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции (антикоррупционное образование и воспитание); - обеспечение гласности в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц. Достаточно сложной задачей является развитие антикоррупционного правосознания, которое формируется в процессе функционирования и развития современного общества у отдельных индивидов, социальных и профессиональных групп, гражданского общества и государства в целом под воздействием необходимости преодоления коррупционных явлений в обществе.

Коррупция — это явление, прежде всего, социально-экономическое, поэтому для борьбы с ней одних только уголовно-правовых мер недостаточно. Подход к борьбе с коррупцией должен быть комплексным. Элементы антикоррупционного образования необходимо внедрять на всех образовательных уровнях в целях формирования у граждан непринятия коррупции и осознания ими всей общественной опасности этого явления.

Эффективность противодействия коррупции во многом обусловлена уровнем развития правовой культуры как общества в целом, так и каждой отдельной личности. Правовая культура является относительно самостоятельной сферой культуры наряду с политической, этической, нравственной и др.

С целью повышения правосознания и правовой культуры отечественные исследователи предлагают осуществлять следующие меры: 1) государственная политика в сфере правового регулирования и юридическая практика должны быть построены так, чтобы в обществе, сознании людей, утверждалось отношение к праву как у ценности, без которой невозможно добиться социального порядка, основанного на справедливости, уважении прав и свобод личности; 2) повышение качества правотворческих и законодательных решений; 3) борьба с правовым идеализмом, понимание того, что принятие закона — лишь один из инструментов решения проблем; 4) повышение правовой осведомленности во всех сферах жизнедеятельности человека, доступ к правовой информации; 5) признание принципов верховенства закона, рост уважения и доверия к деятельности судов, правоохранительных органов, юридических учреждений, повышение квалификации государственных служащих.

Профессиональная этика включает в себя нормы поведения, характерные для определенного рода профессиональной деятельности людей. Умение правильно вести себя с этической стороны совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Каким образом складываются личные и деловые отношения коллег, имеет важное значение при осуществлении профессиональной деятельности. Без соблюдения этики делового общения многие сотрудники чувствуют себя достаточно трудно, у них может в некоторых случаях отсутствовать мотивация достижения успеха. Отношение руководителя к подчиненным влияет на нравственно-психологический климат в коллективе.

К общим признакам профессиональной этики работника относятся трудолюбие, профессиональная совесть, гордость, честь, обязательность, профессиональный долг.

Правила и нормы профессиональной этики распространяются в значительной степени на те виды деятельности, которые связаны с управлением, педагогикой, юриспруденцией, наукой, искусством, предпринимательством и другими сферами. Так, например, профессиональная этика юристов предполагает строгое соблюдение законодательства, неподкупность и принципиальность в отстаивании интересов государства, отдельных групп и отдельных лиц, обеспечение равенства всех граждан перед законом. Педагогическая этика охватывает моральные устои, гуманистическую направленность в процессе обучения и воспитания. Этика ученого – это требования такого характера, как бескорыстное служение истине, терпимость к другим научным взглядам, недопустимость плагиата в любой форме или искажения результатов научных исследований.

В некоторых странах принимаются кодексы поведения служащих. Наличие и соблюдение кодексов профессиональной этики – это показатель нравственной зрелости общества, которое может самостоятельно регулировать поведение своих членов и добиваться исполнения требований, прописанных в них. Неуклонное и четкое следование нормам этики является залогом успешной профессиональной деятельности, служит формированию «здорового» общественного сознания, и в, конечном итоге, способствует развитию общества и человека.

Первостепенное значение для профессиональной этики имеет исполнение профессионального долга, поддержание профессиональной чести и достоинства, принцип гуманного, заботливого отношения к человеку, честность и правдивость.

При прохождении государственной службы особое значение имеет уровень этической грамотности госслужащих и отзывы коллег и руководителя о личностных характеристиках, которые влияют на оценку его профессионального соответствия той или иной должности и на систему вознаграждения.

Развитие определенных нравственных норм у государственного служащего возможно также через систему обучения этическим правилам. Понимая необходимость осознания государственными служащими мотива своей деятельности – служение государству, обществу, повышения уровня их правовой и этической культуры, культурному обучению государственных служащих необходимо уделять тщательное внимание. Главная цель – осознание госслужащими этических стандартов, соблюдение правил и норм, регулирующих их поведение.

Этические обязанности руководителей охватывают следующие требования: 
- руководитель всегда ответственен за функционирование и перспективы организации, которую он возглавляет; 
- руководитель должен быть эталоном своего поведения; 
- при распределении обязанностей руководитель должен использовать не только приказы, но и просьбы, вопросы; 
- руководитель должен своевременно доводить до сведения работников необходимую информацию, что способствует эффективному выполнению обязанностей; 
- нести ответственность за формирование сплоченного коллектива в организации; 
- создавать комфортный микроклимат в организации, благоприятно влияющий на атмосферу принятия решений, достижения интересов организации.

Этические обязанности подчиненных включают требования:
- развитая целеустремленность при выполнении порученного задания;
- корректно высказывать свою позицию, аргументированно объясняя мотивы своего поведения; 
- соблюдение взаимного обмена опытом, умениями, навыками, знаниями; 
- выдержка конструктивных замечаний, критики; 
- добросовестность в достижении целей, стоящих перед организацией, верность руководителю; 
- при невозможности выполнять профессиональные обязанности высококачественно, покидают место работы.

Формирование профессиональной культуры современной государственной службы в Республике Беларусь немыслимо без специфических этических стандартов профессионального поведения государственного служащего и инфраструктуры, обеспечивающей их соблюдение.

Во всех странах наряду с профессионализмом стараются сформировать у государственных служащих такие моральные качества, как честность, ответственность перед законом, стремление к совершенству в работе, уважительное отношение к гражданам, дисциплинированность, нравственность и т.д.

При высоком уровне этического поведения государственного служащего общество получает следующие выгоды: - более экономное использование ресурсов; - качественную систему принятия решений; - уменьшение асоциального поведения в государственном аппарате; - сокращение конфликтных ситуаций и рост доверия к власти; - уменьшение формализма и бумаготворчества.

В широком смысле этические стандарты представляют собой учение о должном и не должном, о добре и зле.

В узком смысле, этические стандарты государственной службы — это вид профессиональной этики, связанный с проблемами государственного управления, спецификой бюрократических организаций.

Этические стандарты профессионального поведения государственных служащих, таким образом, отличаются сравнительно более высоким уровнем регламентации (насколько это вообще возможно для такого регулятора общественных отношений) и особым статусом государственных служащих как носителей административно-этических ценностей.

К основным принципам этических стандартов профессионального поведения государственных служащих (административной этики) следует отнести: 
- лояльность ко всем ветвям власти, воле избирателей, к государственным органам и учреждениям; законность как строгое соблюдение буквы и духа закона; 
- нейтральность (беспристрастность); 
- обеспечение государственного интереса; 
- открытость и гласность; 
- справедливость; 
- неподкупность; 
- гуманизм; 
- ответственность; 
- добровольное ограничение служащими своих гражданских прав и свобод.

Помимо этических стандартов профессионального поведения государственных служащих — административной этики — необходимо упомянуть ряд других видов этических стандартов профессионального поведения государственных служащих, напрямую связанных с деятельностью государства и его структур. Речь идет о таких видах профессиональной этики, как этика врача, учителя, социального работника, т.е. в первую очередь работников социальной сферы. В отличие от этических стандартов государственных служащих, нормы профессионального поведения для работников социальной сферы практически никак не урегулированы на законодательном уровне, т.е. не имеют нормативного правового обеспечения.

С другой стороны, нельзя не отметить, что профессионально-этические стандарты настолько глубоко интегрированы в профессиональную культуру врачей и педагогов, что зачастую не нуждаются в подобном обеспечении. В то же время отдельные вопросы (например, механизм урегулирования конфликта интересов или противоречия между интересами дела и внутрипрофессиональной солидарностью) все же необходимо прописать официально либо на законодательном, либо на подзаконном уровне, либо на локальном уровне.

Чтобы высокие этические стандарты получили распространение в государственном аппарате и были реализованы на практике, необходимо создание соответствующей этической инфраструктуры. Целью ее создания является поддержка и обеспечение высокого уровня морали среди работников органов государственной власти, так как само существование этических норм и ценностей, а также нормативных правовых актов этического характера не ведет автоматически к их выполнению. Данная инфраструктура, как правило, включает несколько элементов и выполняет руководящие, контрольные и управленческие функции. Этическая инфраструктура должна дополнять правовые и финансовые основы политики и администрирования.

Вопросы профессионального поведения государственных служащих являются весьма актуальными, так как до настоящего времени на законодательном уровне не принято единого определяющего нормативного акта в данной области.

Разработка Этического кодекса государственного служащего Республики Беларусь была определена в качестве приоритетной задачи кадровой политики в системе государственного управления Концепцией государственной кадровой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2001 г. № 399.

Согласно Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» государственный служащий обязан соблюдать нормы служебной этики. В ином случае он может быть понижен в классе, но не более, чем на один класс (ст. 13 Закона).

Этику государственных служащих регулируют документы (правила, кодексы, уставы) по отдельным видам службы. Так, Кодекс чести судьи, принятый 5 декабря 19997 г., устанавливает правила поведения этического характера, обязательные для выполнения каждым судьей.

Утверждены правила аудиторской деятельности «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги» Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 19 декабря 2007 г. № 189, Правила поведения для нотариусов, адвокатов, медиаторов подготовлены и утверждены Министерством юстиции Республики Беларусь.

Этические стандарты профессионального поведения государственных служащих содержатся отчасти в Законе Республики Беларусь от 15 июля 2015 г., № 305-3 «О борьбе с коррупцией». В частности, этому посвящена ст. 5, содержащая систему мер борьбы с коррупцией, которая включает принятие кодексов этики (стандартов поведения) государственных служащих и иных государственных должностных лиц, отчасти в административных и должностных регламентах, отчасти в специальных кодексах профессиональной этики.

Среди проблем реализации этических стандартов следует выделить: закрытый характер государственного аппарата; отсутствие эффективных средств общественного контроля, что является условием для нарушения не только моральных, но и правовых норм; иерархический принцип построения государственной службы, что ведет к копированию образцов поведения (в том числе и негативных) с вышестоящих уровней иерархии на нижестоящие; высокий уровень регламентации государственной службы, следование регламентам и инструкциям, что ведет к формализму и невнимательному отношению к проблемам граждан; корпоративизм (групповой эгоизм), т.е. государственные служащие образуют крайне закрытую социальную группу, в которой приоритетной задачей становится не соблюдение прав и законных интересов граждан, а защита собственных внутригрупповых интересов.

Отдельной проблемой этических стандартов профессионального поведения государственных служащих является проблема борьбы с коррупцией. Коррупция — это совокупность действий, с вязанных с использованием государственными служащими (должностными лицами) своего служебного положения для извлечения личной выгоды (взяточничество, мошенничество, растраты и др.). Это неофициальное право на получение статусной ренты государственными служащими, то есть дополнительного дохода (по отношению к официальному вознаграждению), связанное со злоупотреблением служебными полномочиями в корыстных целях в различных формах, что влияет на экономический рост и социально-политическую стабильность, подрывает принцип конкуренции на основных рынках, снижает легитимность органов власти и ведет к увеличению неравенства и несправедливости в обществе. В документах Всемирного банка говорится: «коррупция — это злоупотребление государственной властью для извлечения личных выгод».

В Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» подчеркивается, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.

Конвенция ООН против коррупции устанавливает, что уголовно наказуемым является не только предоставление неправомерного преимущества, но даже обещание его предоставить.

Имеются различные взгляды на природу и причины коррупции как социального явления в государственной службе. Наиболее известны два подхода к коррупции, когда основное внимание уделяется: а) моральной сущности этого явления или б) функциональной сущности коррупции.

Представители первой концепции рассматривают коррупцию как отклонение от моральных норм и стандартов, принятых в обществе. В центре находится человек, несущий моральную ответственность за свои поступки и поведение. Другой теоретический подход представляет коррупцию как определенную функцию, конкретное действие, связанную с характером государственной системы и особенностями экономических отношений в обществе.

В этом случае неэтичное поведение государственных служащих обусловлено неблагоприятными внешними обстоятельствами, в том числе институциональными, социальноэкономическими и организационными факторами. Поэтому бороться с коррупцией надо, прежде всего, путем изменения этих обстоятельств, создавая внешнюю среду, в которой коррупция отторгалась бы как инородное явление.

Выделяют три макрофактора, которые влияют на уровень государственной коррупции: а) уровень социально-экономического развития; б) степень социального расслоения в обществе; в) эффективность государственного управления и политики.

Таким образом, государственная антикоррупционная политика формируется на всех уровнях государственного управления и включает несколько элементов. При этом в элемент, который определяется как этические стандарты профессионального поведения государственного служащего включается этическая инфраструктура, которая имеет в виду профессиональные кодексы поведения государственных служащих, механизм социализации, этическое обучение и т.д.

К основным методам противодействия коррупции, применяемым в настоящее время на государственной гражданской службе, можно отнести: комплекс социально-психологических и нравственно-этических механизмов противодействия коррупции, в том числе внедрение в практику государственных органов этических кодексов. Главной проблемой этических стандартов и норм является то, что они, как правило, представляют собой нормы неписаные и носят рекомендательный, а не императивный характер. Это серьезно осложняет разработку и внедрение системы этических санкций.

Имеется тесная взаимосвязь между уровнем этических стандартов государственных служащих, с одной стороны, и эффективностью государственного управления — с другой. В современных условиях в большинстве стран на государственной службе стараются сформировать механизм управления эффективностью с помощью ценностей и культуры, а не бюрократических правил и норм. К примеру, в Канаде используют модель основных компетенций руководителя, основанную на приоритете ценностей и этических стандартов государственной службы.

Суть этой модели заключается в том, что результаты деятельности руководителей зависят от общих ценностей и этики, которые должны сплачивать и объединять их как представителей профессиональной государственной службы, функционирующей в интересах всего населения. Также они должны быть компетентны еще в трех областях управления: обладать стратегическим мышлением и быть инноваторами и аналитиками; уметь привлекать и мобилизовывать персонал, внешние организации и партнеров; управлять человеческими ресурсами, финансами и процессами.

В качестве основного средства контроля и регулирования поведения служащих органов власти выступают два главных механизма.

Внешний контроль, который основывается на нормативных правовых актах, за невыполнение которых государственные служащие несут ответственность, т.е. механизм надзора и расследований. К внешнему контролю в данном случае следует отнести такие меры: отлаженный механизм подотчетности государственных служащих.

Внутренний контроль, основанный на нравственных убеждениях, системе личных и профессиональных ценностей и социальных норм, проявляющихся в момент принятия решения или иной деятельности. Внутренний контроль как средство регулирования поведения государственных служащих (так называемый моральный максимум) включает: определенные поведенческие ориентации; этические ценности и убеждения; этические аспекты принятия решений (в том числе бескорыстие, беспристрастность в процессе принятия решений, уважение прав и 84 законных интересов граждан и организаций, стремление следовать букве и духу закона).

Отметим один из важных элементов управления этическими стандартами профессионального поведения государственного служащего или административной этикой — подотчетность. Это система и механизм контроля работы государственных служащих и распределения ответственности, принимающие как формальный, так и неформальный характер. Выражается это в том числе в обязанности государственных служащих регулярно предоставлять сведения об имуществе, находящемся в их собственности, а также доходах и обязательствах имущественного характера.

Особую роль в регулировании этических стандартов государственной службы играют нормативные правовые акты, определяющие юридические нормы поведения служащих (этический минимум) и устанавливающие меру наказания. В этих нормативных правовых актах указывается, что не должен делать государственный служащий в определенных обстоятельствах, особо оговариваются вопросы, относящиеся к их финансовому положению и декларированию ими личных доходов и источников поступления, определяются принципы открытости органов власти.

Рассмотрим сферы применения нормативных правовых актов, относящихся к этическим стандартам государственной службы в Республике Беларусь.

1. Виды деятельности государственных служащих. Это нормативные правовые акты, регулирующие конфликты интересов, решающие вопросы трудоустройства после увольнения со службы, принятие подарков, получение гонораров, работу по совместительству и др.

2. Финансовое положение государственного служащего — специальные нормы, обязывающие государственных служащих предоставлять декларацию о своих доходах и источниках их поступления.

Во всех странах, кроме Республики Беларусь, большое распространение получили профессиональные (служебные) этические кодексы, устанавливающие стандарты и нормы поведения (этический максимум), наиболее желательные с точки зрения интересов общества и государства. Это стандарт, с которым надо сравнивать свои поступки и решения, а также оценивать поведение служащих при выполнении должностных обязанностей. Этические кодексы могут быть эффективными только в совокупности с использованием системы поощрения и стимулирования высокоморального профессионального поведения государственных служащих.

Средством улучшения морального климата в государственном аппарате является этическое воспитание государственных служащих, которое включает три элемента: профессиональную социализацию; обучение; тренинг. В результате этического воспитания они должны получить необходимые знания, навыки и ценностные ориентации в области профессиональной этики, что непосредственно влияет на содержание и уровень развития административной культуры.

Профессиональное поведение государственного служащего Профессиональное поведение государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных.

Профессиональное поведение как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека. Профессиональное поведение и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Исходным понятием профессионального поведения является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива.

Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости конкретной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, т.е. самооценку своей деятельности.

Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. В толковом словаре В. Даля говорится, что честь – это совокупность высших морально – этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Честь – не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, является частью сознания людей, ориентирована на систему ценностей, норм поведения и т.д.

Честь вместе с тем и категория деятельная. Она проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести.

Немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр, выделял, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная и т.д. Первостепенное значение для человека, имеет гражданская честь. Ее действия и значение распространяются на все сословия. Честь обязывает всех граждан переживать за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищенным слоям населения.

При этом в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойный уровень жизни (ст. 1. ч. 2, ст. 21 Конституции Республики Беларусь).

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба – это служение государству.

В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Шопенгауэр говорил, что служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности.

Таким образом, профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определенный, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт».

Особенно стоит выделить основные принципы профессионального поведения государственного служащего.

Исходным началом для профессионального поведения государственного служащего является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания ее неповторимости, самодостаточной ценности.

С принципом гуманизма пересекается принцип жизнеутверждения, когда государственному служащему приходится не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка.

Профессиональное поведение государственного служащего должно включать в себя принцип патриотизма. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Основные понятия и принципы профессионального поведения государственного служащего образуют ее каркас, который наполняется «плотью и кровью» в различных житейских ситуациях. В связи с этим требования, включаемые в профессиональное поведение государственного служащего можно разделить на четыре группы: 
- первая группа требований связана с наличием у государственных служащих властных и распорядительных полномочий (решительность, профессионализм и т.д.); 
- вторая группа: исполнительская дисциплина (дисциплинированность, внимательность, исполнительность, законопослушность – эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину); 
- третья группа: коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом;
- четвертая группа: сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение – это те качества государственного служащего, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве. 
Таким образом, при практическом применении принципы профессионального поведения государственного служащего обретают форму этических стандартов.

Комментариев нет: