Страницы

четверг, 17 декабря 2020 г.

Памятка для педагогов "Профилактика суицидоопасного поведения учащихся"

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. 

«Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта» (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). 

Непосредственные причины суицида тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводом родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. 

Классификация суицидальных проявлений 
Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции. 

Степени выраженности суицидального поведения: 
Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: «Хорошо бы умереть», «Заснуть и не проснуться», «Если бы со мной это произошло, я бы умер» и т. д. 
Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия. 
Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку. 

Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид). 

Специалисты разделяют суицидальные попытки: на истинные; демонстративные; шантажные. 

Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток - добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Они могут стать экстремальным «развлечением», перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать. 

Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии. 

Мотивы и поводы суицидального поведения (в порядке уменьшения значимости): 

1. Личностно-семейные конфликты: 

несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих; 
потеря близкого друга, болезнь, смерть родных; 
препятствия к удовлетворению актуальной потребности; 
несчастная любовь; 
недостаток внимания, заботы со стороны окружающих. 

2. Психическое состояние (депрессия; неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой; маниакально-депрессивный психоз; шизофрения). 

3. Физическое состояние (хронические заболевания). 

4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента: 

боязнь наказания или позора; 
самоосуждение за неблаговидный поступок. 

5. Конфликты в учебной сфере (несостоятельность, неудачи в учебе; несправедливые требования к выполнению учебных обязанностей). 

6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида. 

Целями суицида могут быть: 

1. Протест, месть. Нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения: «Вам будет хуже после моей смерти». Конфликт носит острый характер. 
2. Призыв. Суицидальное поведение по типу «призыва» возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации. 
3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу «избегания» проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать. 
4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины. 
5. Отказ. Суицидальное поведение по типу «отказа» от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных. 

Постсуицидальный период. Постсуицидальный период начинается вслед за попыткой самоубийства. Максимальный риск повторного суицида - во временной промежуток от 1 месяца до 3 лет. 

Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний: 

1. Критический тип. Конфликт утратил актуальность. Человек испытывает чувство стыда. Повторение суицида маловероятно. Направление помощи - рациональная психотерапия. 

2. Манипулятивный тип. Актуальность конфликта снизилась. Появилось отчетливое понимание того, что суицидальные действия могут служить способом достижения целей и средством влияния на окружающих. Имеется тенденция к превращению истинных покушений в демонстративно-шантажные. Направление помощи - выработка негативного отношения к суициду, разрушение шаблона реагирования во избежание повторных суицидов. 

3. Аналитический тип. Конфликт по-прежнему актуален. Человек испытывает раскаяние за содеянное. Но поскольку конфликт все еще в острой фазе, начинаются поиски выхода из ситуации, и если они не будут найдены, то вероятность повторного суицида велика, уже со смертельным исходом. Направление помощи - ликвидация конфликта с возможным привлечением к помощи юристов и других служб. 

4. Суицидально-фиксированный тип. Конфликт актуален. Отношение к суициду положительное. Направление помощи - лечение в психиатрической клинике с назначением строгого контроля. 

Оказание первичной помощи в беседе с подростком 
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание 

§ Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях). 

§ Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм). 

§ Несчастная любовь или разрыв романтических отношений. 

§ Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, тяжелое заболевание). 

§ Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха. 

Четыре основные причины самоубийства: 

§ Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется); 

§ Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя); 

§ Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего); 

§ Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя). 

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется: 

§ внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности поделиться своими переживаниями; 

§ правильно формулировать вопросы, спокойно расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима; 

§ не выражать удивления услышанным и не осуждать за любые, даже шокирующие высказывания; 

§ не спорить и не настаивать на том, что его проблема ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ощущать себя ненужным и бесполезным; 

§ постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти; 

§ не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы; 

§ стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий