«Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта» (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко).
Непосредственные причины суицида тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводом родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя.
Классификация суицидальных проявлений
Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.
Степени выраженности суицидального поведения:
Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: «Хорошо бы умереть», «Заснуть и не проснуться», «Если бы со мной это произошло, я бы умер» и т. д.
Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.
Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.
Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).
Специалисты разделяют суицидальные попытки: на истинные; демонстративные; шантажные.
Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток - добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Они могут стать экстремальным «развлечением», перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать.
Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.
Мотивы и поводы суицидального поведения (в порядке уменьшения значимости):
1. Личностно-семейные конфликты:
несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;
потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;
препятствия к удовлетворению актуальной потребности;
несчастная любовь;
недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.
2. Психическое состояние (депрессия; неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой; маниакально-депрессивный психоз; шизофрения).
3. Физическое состояние (хронические заболевания).
4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
боязнь наказания или позора;
самоосуждение за неблаговидный поступок.
5. Конфликты в учебной сфере (несостоятельность, неудачи в учебе; несправедливые требования к выполнению учебных обязанностей).
6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.
Целями суицида могут быть:
1. Протест, месть. Нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения: «Вам будет хуже после моей смерти». Конфликт носит острый характер.
2. Призыв. Суицидальное поведение по типу «призыва» возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.
3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу «избегания» проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.
4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.
5. Отказ. Суицидальное поведение по типу «отказа» от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.
Постсуицидальный период. Постсуицидальный период начинается вслед за попыткой самоубийства. Максимальный риск повторного суицида - во временной промежуток от 1 месяца до 3 лет.
Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний:
1. Критический тип. Конфликт утратил актуальность. Человек испытывает чувство стыда. Повторение суицида маловероятно. Направление помощи - рациональная психотерапия.
2. Манипулятивный тип. Актуальность конфликта снизилась. Появилось отчетливое понимание того, что суицидальные действия могут служить способом достижения целей и средством влияния на окружающих. Имеется тенденция к превращению истинных покушений в демонстративно-шантажные. Направление помощи - выработка негативного отношения к суициду, разрушение шаблона реагирования во избежание повторных суицидов.
3. Аналитический тип. Конфликт по-прежнему актуален. Человек испытывает раскаяние за содеянное. Но поскольку конфликт все еще в острой фазе, начинаются поиски выхода из ситуации, и если они не будут найдены, то вероятность повторного суицида велика, уже со смертельным исходом. Направление помощи - ликвидация конфликта с возможным привлечением к помощи юристов и других служб.
4. Суицидально-фиксированный тип. Конфликт актуален. Отношение к суициду положительное. Направление помощи - лечение в психиатрической клинике с назначением строгого контроля.
Оказание первичной помощи в беседе с подростком
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
§ Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
§ Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).
§ Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
§ Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, тяжелое заболевание).
§ Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
Четыре основные причины самоубийства:
§ Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
§ Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
§ Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
§ Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:
§ внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности поделиться своими переживаниями;
§ правильно формулировать вопросы, спокойно расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
§ не выражать удивления услышанным и не осуждать за любые, даже шокирующие высказывания;
§ не спорить и не настаивать на том, что его проблема ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ощущать себя ненужным и бесполезным;
§ постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
§ не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
§ стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий